Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Нижнебузулинского сельсовета

    Просмотреть и скачать документ.doc

    ПОРЯДОК

    проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актови проектов нормативных правовых актовадминистрации Нижнебузулинского сельсовета.

     

    1.  Общие положения

    1.1.     Настоящий Порядок разработано в соответствии с Федеральными законами от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и определяет порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов администрации Нижнебузулинского сельсовета.

    1.2.     Термины, используемые в настоящем Порядке:

    - антикоррупционная экспертиза – специальное исследование нормативных правовых актов (проектов) в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения;

    - коррупциогенный фактор – положения нормативных актов или их проектов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения нормативных правовых актов, содержащие неопределенные, трудновыполнимые или обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;

    - независимые эксперты – институты гражданского общества и граждане, которые могут за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов, с учетом положений Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96

    - уполномоченный орган – Комиссия по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации Нижнебузулинского сельсовета и проектов нормативных правовых актов администрации Нижнебузулинского сельсовета.

    1.3.     Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится в целях выявления и устранения содержащихся в них коррупционных факторов, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействие коррупции».

    1.4.     Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится в рамках проведения их правовой экспертизы и мониторинга их применения.

    1.5.     Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится на основе следующих принципов:

    - обязательности проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

    - оценки нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

    - обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;

    - компетентности лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;

    - сотрудничество администрации Нижнебузулинского сельсовета с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

    1.6.     Решение о проведении антикоррупционной экспертизы действующих нормативно правовых актов администрации сельсовета, принимается Главой Нижнебузулинского сельсовета по собственной инициативе, по предложению депутатов Нижнебузулинского сельского Совета народных депутатов, инициативной группой граждан.

    1.7. Проведение антикоррупционной экспертизы возлагается на Комиссию по проведению антикоррупционной экспертизы.

    В состав комиссии должно входить не пяти человек, из них должно быть не менее трех лиц, имеющих высшее образование.

    В комиссию могут входить представители администрации Нижнебузулинского сельсовета, депутаты районного, сельского Совета народных депутатов, а также представители общественности от предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Нижнебузулинского сельсовета.

    В состав комиссии не могут входить лица, принимающие участие в разработке проекта муниципального правового акта. Комиссия в праве привлекать для проведения антикоррупционной экспертизы независимых экспертов.

    Комиссия проводит свои заседания не реже одного раза в месяц.

    Состав комиссии утверждается постановлением администрации Нижнебузулинского сельсовета.

    Ответственность за проведение антикоррупционной экспертизы возлагается на главу администрации Нижнебузулинского сельсовета.

    1.8.     Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится согласно методике, утвержденной постановлением Правительством Российской Федерации от 26.02.2010 г. № 96 (далее — Методика).

    1.9.     Срок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов) составляет десять рабочих дней со дня поступления нормативного правового акта (проекта) на экспертизу в Уполномоченный орган.

    1.10.   При проведении антикоррупционной экспертизы органы и лица, уполномоченные на ее проведение, руководствуются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Законом Амурской области от 08.04.2009 г. № 191-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в Амурской области», настоящим Порядком.

    2.  Представление проектов нормативных правовых актов администрации Нижнебузулинского сельсовета для проведения антикоррупционной экспертизы.

    2.1.     Проект нормативного правового акта на бумажном и электронном носителе представляется в Уполномоченный орган для проведения антикоррупционной экспертизы.

    2.2.     Проект, представляемый в Уполномоченный орган для проведения антикоррупционной экспертизы, дополняется пояснительной запиской, содержащей:

    - цели, которые преследуются принятием подготовленного проекта;

    - определение возможных последствий принятия подготовленного проекта.

    2.3.     Антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта проводится специалистами, не принимавшими участия в его разработке. При проведении антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта разработчик проекта может привлекаться в рабочем порядке для дачи пояснений по проекту.

    2.4.     С целью осуществления органами прокуратуры полномочий, возложенных на них Федеральными законами от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», разработчики проектов нормативных правовых актов, направляют в прокуратуру указанные проекты в срок не менее чем за 5 дней до предполагаемой даты рассмотрения проекта Уполномоченным органом.

    Принятые нормативные правовые акты направляются в прокуратуру ежемесячно до 10 числа месяца.

    3.  Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов) администрации Нижнебузулинского сельсовета, проведение независимой экспертизы

    3.1.     Не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления нормативного правового акта (проекта), Уполномоченный орган размещает электронную копию поступившего нормативного правового акта (проекта) на официальном сайте Нижнебузулинского сельсовета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.нижнебузулинский-сельсовет.рф) для изучения независимыми экспертами.

    3.2.     Независимые эксперты не позднее дня, предшествующего дню окончания проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта (проекта), указанного при размещении проекта нормативного правового акта на официальном сайте Нижнебузулинского сельсовета, направляют заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы на электронный адрес администрации Нижнебузулинского сельсовета (e-mail: nizhnebuzulinskaya_adm@mail.ru или nizhnebuzulinskiy@svobregion.ru)

    3.3.Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должно содержать:

    - наименование (фамилию, имя, отчество) независимого эксперта; адрес для направления корреспонденции;

    - наименование нормативного правового акта (проекта), на который дается экспертное заключение;

    - вывод об обнаружении либо отсутствии в нормативном правовом акте (проекте) коррупциогенных факторов.

    В случае если независимым экспертом делается вывод об обнаружении в нормативном правовом акте (проекте) коррупциогенных факторов, заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должно содержать:

    - наименование коррупциогенного фактора в соответствии с Методикой; указание на абзац, подпункт, пункт, часть, статью, раздел, главу нормативного правового акта (проекта), в которых обнаружен коррупциогенный фактор, либо указание на отсутствие нормы в нормативном правовом акте (проекте), если коррупциогенный фактор связан с правовыми пробелами;

    - предложение о способе устранения обнаруженных коррупциогенных факторов.

    В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в нормативном правовом акте (проекте) выявленных коррупционных факторов.

    Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, которые не относятся в соответствии с Методикой к коррупционным факторам, но могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в заключении по результатам антикоррупционной экспертизы.

    3.4.Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению Уполномоченным органом в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения заключения направляется мотивированный ответ независимому эксперту, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

    3.5.     Уполномоченный орган с учетом поступивших заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы составляет заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта (проекта) и на следующий рабочий день после истечения срока, установленного п. 1.9. настоящего Порядка, направляет его составителю проекта.

    3.6.     Заключение Уполномоченного органа по результатам антикоррупционной экспертизы проекта должно содержать:

    - наименование нормативного правового акта (проекта), на который дается экспертное заключение;

    - наименование органа, представившего нормативный правовой акт (проект) для проведения антикоррупционной экспертизы;

    - вывод об обнаружении либо отсутствии в нормативном правовом акте (проекте) коррупциогенных факторов.

    В случае, если Уполномоченным органом делается вывод об обнаружении в нормативном правовом акте (проекте) коррупциогенных факторов, заключение Уполномоченного органа по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должно содержать:

    - наименование коррупциогенного фактора в соответствии с Методикой; указание на абзац, подпункт, пункт, часть, статью, раздел, главу нормативного правового акта (проекта), в которых обнаружен коррупциогенный фактор, либо указание на отсутствие нормы в нормативном правовом акте (проекте), если коррупциогенный фактор связан с правовыми пробелами;

    - предложение о способе устранения обнаруженных коррупциогенных факторов.

    В заключении Уполномоченного органа по результатам антикоррупционной экспертизы могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в нормативном правовом акте (проекте) выявленных коррупционных факторов.

    Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, которые не относятся в соответствии с Методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в заключении Уполномоченного органа по результатам антикоррупционной экспертизы.

    3.7.     Заключение Уполномоченного органа по результатам антикоррупционной экспертизы считается положительным, если в нормативном правовом акте (проекте) коррупциогенные факторы не обнаружены.

    3.8.     Заключение Уполномоченного органа по результатам антикоррупционной экспертизы считается отрицательным, если в заключении содержатся указания на коррупциогенные факторы. В этом случае проект направляется на доработку, а в нормативный правовой акт рекомендуется внести изменения.

    3.9.     Поступившие заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы и заключение Уполномоченного органа по результатам антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта (проекта) размещаются на официальном сайте Нижнебузулинского сельсовета.

    4.  Учет результатов антикоррупционной экспертизы, проводимой органами прокуратуры, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области юстиции (его структурнымиподразделениями)

    4.1.     Положение проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры, территориальным федерального органа исполнительной власти в области юстиции (его структурными подразделениями), устраняются на стадии доработки проекта нормативного правового акта в соответствии с настоящим Порядком.

    4.2.     В случае несогласия с результатами антикоррупционных экспертиз, указанных в пункте 4.1 настоящего раздела, проект нормативного правового акта направляется в Уполномоченный орган с приложением поступивших заключений, а также пояснительной запиской с обоснованием причин несогласия.

    Порядок разрешения разногласий, возникающих при оценки указанных в заключении коррупциогенных факторов, устанавливается органами местного самоуправления Нижнебузулинского сельсовета.

    4.3.     Требование прокурора об изменении нормативного правого акта подлежит обязательному рассмотрению Уполномоченным органом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в соответствии с настоящим Порядком органом, издавшим (принявшим) этот акт, в соответствии с его компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в Нижнебузулинский сельсовет подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании и учитывается в установленном порядке органом, издавшим (принявшим) этот акт, в соответствии с его компетенцией.

    Указанное требование может быть обжаловано в установленном порядке.

    4.4.     Заключение территориального органа федерального органа исполнительной власти в области юстиции (его структурного подразделения) носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению Уполномоченным органом.

     

     

     

    Приложение 2

    к постановлению главы администрации Нижнебузулинского сельсовета от «05» 08.2014 г. № 67

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    по результатам проведения антикоррупционной экспертизы

    ____________________________________________________________________

    (наименование нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта)

    «____» _____________ 20___ года

                (дата проведения)

     

    Комиссией по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, и пунктом 1.8 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Нижнебузулинского сельсовета, утвержденным постановлением администрации от 05.08.2014 года67, проведена антикоррупционная экспертиза

    ____________________________________________________________________

    (наименование нормативного правового акта,  проекта  нормативного правового акта)

    в целях выявления в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

     

    Вариант 1:

    В представленном _______________________________________________

    (наименование нормативного правового акта,  проекта  нормативного правового акта)

    не выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции.

     

    Вариант 2:

    В представленном _____________________________________________

    (наименование нормативного правового акта,  проекта  нормативного правового акта)

    выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции. (*)

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

    Подписи:

    Председатель комиссии: ___________________________________

    Секретарь комиссии: ______________________________________

    Члены комиссии

    1. __________________________________
    2. __________________________________
    3. __________________________________

     

    (*) – отражаются все выявленные положения муниципального правового или его проекта, способствующих созданию условий для проявления коррупции, с указанием его структурных единиц (разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) и соответствующих коррупционных факторов.

    Приложение 2

    к постановлению главы администрации Нижнебузулинского сельсовета от «05» 08.2014 г. № 67

     

     

    Экспертное заключение проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Нижнебузулинского сельсовета.

     

    Дата подготовки экспертного заключения

     

    Вид и наименование нормативного правового акта (проекта), прошедшего антикоррупционную экспертизу

     

    Коррупциогенный фактор

    Положения муниципального нормативного правового акта (проекта), содержащие коррупциогенные факторы (в случае выявления)

    Предложения о способах устранения выявленных в нормативном правовом акте (проекте) положений, содержащих коррупциогенные факторы (в случае выявления)

    Широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц)

     

     

    Определение компетенции по формуле «вправе» – диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций

     

     

    Выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц)

     

     

    Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества — наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт

     

     

    Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции — нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов

     

     

    Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий — установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона

     

     

    Отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка

     

     

    Отказ от конкурсных (аукционных) процедур — закрепление административного порядка предоставления права (блага)

     

     

    Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, – установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям

     

     

    Злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) — отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций

     

     

    Юридико-лингвистическая неопределенность — употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера

     

     

     

     

    Подписи:

    Председатель комиссии: ___________________________________

    Секретарь комиссии: ______________________________________

    Члены комиссии

    1. __________________________________
    2. __________________________________
    3. __________________________________