Заключение на проект решения «О бюджете Нижнебузулинского сельсовета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов»
г. Свободный 28 ноября 2022 года
Заключение Контрольно-ревизионной комиссии Свободненского района на проект решения «О бюджете Нижнебузулинского сельсовета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Амурской области «О бюджетном процессе в Амурской области», Положением «О контрольно-ревизионной комиссии», Соглашением о передаче части полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля и иными нормативными актами.
Проект бюджета внесен в Свободненский районный Совет народных депутатов для рассмотрения Контрольно-ревизионной комиссией Свободненского района 09 ноября 2022 года.
Проект бюджета, перечень и содержание одновременно представленных документов, соответствуют статье 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно ст.169 БК РФ, в целях финансового обеспечения расходных обязательств, проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития. Прогноз социально-экономического развития составлен в соответствии со ст.173 БК РФ. Показатели прогноза разработаны на основании итогов социально-экономического развития экономики и социальной сферы за 9 месяцев 2022 года и ожидаемых итогах за 2022 год.
Основные направления бюджета на 2023 год характеризуются следующими параметрами:
- прогнозируемый общий объем доходов – 10 060,9 тыс. рублей,
- общий объем расходов – 10 060,9 тыс.рублей
- прогнозируемый дефицит бюджета – 0,0 рублей.
Целевые межбюджетные трансферты, предназначенные бюджету из районного бюджета, учтены в соответствии с проектом районного бюджета «О районном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов».
Анализ параметров бюджета Нижнебузулинского сельсовета на 2023 год произведен в сопоставлении с соответствующими показателями бюджета сельсовета на 2022 год, принятыми Решением «О бюджете Нижнебузулинского сельсовета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» от 29.12.2021 № 30 с учетом последних изменений от 01.11.2022 № 1 (далее по тексту – решение о бюджете, решение от 29.12.2021 № 30).
Таблица 1 (тыс.руб.)
|
План 2022 год
|
Проект 2023 год |
Отклонение (сумма) |
(%) от показателей предыдущего года |
Доходы |
13 717,3 |
10 060,9 |
- 3656,4 |
73,3 |
В том числе: налоговые и неналоговые доходы |
5275,0 |
6061,8 |
+ 786,8 |
114,9 |
безвозмездные поступления |
8442,3 |
3999,1 |
- 4443,2 |
47,4 |
Расходы |
15 694,6 |
10 060,9 |
- 5633,7 |
64,1 |
Дефицит (-) Профицит (+) |
- 1977,4 |
0,0 |
|
|
Доходы бюджета
Проектом решения о бюджете доходы на 2023 год планируются в размере 10 060,9 тыс.рублей, что составляет 73,3 % от уточненного плана на 2022 год, принятого решением от 29 декабря 2021 года № 30.
В 2023 году налоговые и неналоговые доходы бюджета прогнозируются в объеме 6061,8 тыс. рублей, что составляет 114,9 % или на 786,8 тыс. рублей больше по сравнению с уточненным планом 2022 года.
Структура доходной части бюджета поселения на 2023 год в сравнении с 2022 годом выглядит следующим образом (табл.№2).
Таблица №2
|
Налоговые доходы |
Неналоговые доходы |
Безвозмездные поступления |
Итого |
2022 год - план |
|
|
|
|
Сумма (тыс.руб) |
5163,5 |
111,5 |
8442,3 |
13 717,3 |
доля % |
37,6 |
0,8 |
61,5 |
100,0 |
2023 год - проект |
|
|
|
|
Сумма (тыс.руб) |
5573,3 |
488,5 |
3999,1 |
10 060,9 |
доля % |
55,4 |
4,9 |
39,7 |
100,0 |
Приведенные данные свидетельствуют о том, что на 2023 год прогнозируется увеличение доли налоговых доходов на 17,8 процентных пункта по отношению к уточненным назначениям на 2022 год, доля неналоговых доходов увеличилась на 4,1 процентных пункта. В группе доходов «Безвозмездные поступления» уменьшение доли в структуре доходов составило на 21,8 процентных пункта.
Основными бюджетообразующими налоговых и неналоговых доходов являются налог на доходы физических лиц 4439,2 тыс. рублей (73,2%), налог на имущество 1123,0 тыс.рублей (18,5 %).
Поступления государственной пошлины - в сумме 5,1 тыс.руб.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – прогнозируются в объёме 484,0 тыс.рублей.
Штрафы, санкции, возмещение ущерба - 4,5 тыс.рублей.
Прогноз ожидаемого поступления налогов на 2023 год рассчитан исходя из предполагаемых поступлений налогов в 2022 году.
Безвозмездные поступления
Проектом решения о бюджете объём безвозмездных поступлений в 2023 году планируется в сумме 3999,1 тыс. рублей, к уточненному плану на 2022 год - это 47,4 %, уменьшение средств составило - 4443,2 тыс.рублей.
Основным видом оказания финансовой помощи муниципальным образованиям района являются дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности (в сумме 344,1 тыс. рублей) и иные межбюджетные трансферты на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов (в сумме 3655,0 тыс. рублей), субвенции проектом не запланированы (0,0 тыс.рублей).
Расходы бюджета
Проектом решения о бюджете расходы на 2023 год планируются в размере 10 060,9 тыс.рублей, что составляет 64,1 % от уточненного плана на 2022 год (уменьшение на 5633,7 тыс.руб.), принятого решением о бюджете.
При формировании бюджета на 2023 год приоритет в общем объёме расходов принадлежит разделам 0100 «Общегосударственные вопросы» - 42,1%, 0800 «Культура и кинематография» - 46,3 % в структуре расходов.
Динамика предлагаемого объёма бюджетных ассигнований в сравнении с плановыми показателями 2022 года по разделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации представлена следующим образом:
Таблица 3 (тыс. рублей)
наименование |
раздел |
Утверждено решением о бюджете на 2022 год |
Проект решения о бюджете на 2023 год |
Отклонения (+/-) |
Общегосударственные вопросы |
0100 |
4322,1 |
4235,2 |
-86,9 |
Национальная оборона |
0200 |
123,0 |
0,0 |
-123,0 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
0300 |
428,3 |
230,8 |
-197,5 |
Национальная экономика |
0400 |
350,3 |
10,0 |
-340,3 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
0500 |
5641,9 |
620,2 |
- 5021,7 |
Культура и кинематография |
0800 |
4590,8 |
4866,6 |
+ 275,8 |
Социальная политика |
1000 |
117,2 |
98,0 |
- 19,2 |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ |
1100 |
121,0 |
- |
-121,0 |
ВСЕГО РАСХОДОВ |
|
15 694,6 |
10 060,9 |
- 5633,7 |
Целевые статьи расходов бюджетов обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к муниципальным программам и не включенным в данные программы направлениям деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации размер резервного фонда не может превышать 3% утвержденного общего объема расходов бюджета на соответствующий год. Размер средств резервного фонда 10,0 тыс. рублей, что составляет 0,1% от общего объема расходов бюджета.
Основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов является программно-целевой метод, повышающий ответственность и заинтересованность исполнителей муниципальных программ за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов. Проект бюджета сформирован на основе 5 муниципальных программ Нижнебузулинского сельсовета. Доля программных расходов в 2023 году составит 55,2% (5555,5 тыс.рублей).
Анализ предлагаемых к ассигнованию в 2023 году муниципальных программ в сравнении с суммами, утвержденными на финансирование паспортами соответствующих муниципальных программ на 2023 год представлен в таблице № 4.
Таблица № 4(тыс.руб.)
Наименование программы |
Утверждено программой финансирование на 2023 год |
2023 год (проект решения о бюджете) |
Отклонение (+,-) |
% от утвержденных расходных обязательств |
"Благоустройство территории Нижнебузулинского сельского поселения на 2015-2025 годы" |
194,0 |
412,1 |
- 218,1 |
212,4 |
«Развитие культуры, физической культуры и спорта на территории Нижнебузулинского сельского поселения на 2015-2025 годы» |
1582,4 |
4866,6 |
- 3284,2 |
307,5 |
«Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры района на 2015-2025г.» |
8409,6 |
46,0 |
8360,6 |
0,5 |
"Обеспечение первичных мер пожарной безопасности, защита населения и территории Нижнебузулинского сельсовета от чрезвычайных ситуаций на 2015-2025г.г.." |
227,8 |
224,8 |
3,0 |
98,7 |
"Профилактика терроризма и экстремизма на территории муниципального образования "Нижнебузулинский сельсовет на 2015-2025г.г." |
6,0 |
6,0 |
0,0 |
100,0 |
"Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов Нижнебузулинского сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ на 2014-2018г.г." |
- |
0,0 |
- |
- |
Всего |
10 419,8 |
5555,5 |
4864,3 |
53,3 |
Муниципальная программа "Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов Нижнебузулинского сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ на 2014-2018г.г.", указанная в приложении № 3 к проекту решения отсутствует в перечне муниципальных программ Нижнебузулинского сельского поселения на 2015-2025 годы, утвержденном постановлением администрации Нижнебузулинского сельсовета от 29.11.2019 № 51 (далее – Перечень муниципальных программ).
В приложении №3 к проекту решения в наименовании муниципальной программы "Благоустройство территории Нижнебузулинского сельского поселения на 2015-2020 годы" рекомендуется уточнить период в соответствии с вышеуказанным Перечнем муниципальных программ.
Проектом решения о бюджете на 2023 год предлагается распределение бюджетных ассигнований на реализацию 2 муниципальных программ больше, чем предусмотрено паспортами данных муниципальных программ. Согласно ч.2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
Выводы, рекомендации и предложения
Анализ проекта решения позволяет сделать следующие основные выводы:
- решение сформировано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, с применением норм действующего бюджетного и иного законодательства Российской Федерации и Амурской области, нормативных актов Нижнебузулинского сельсовета;
- обеспечена финансовая устойчивость и стабильность бюджета;
- планируется бездефицитный бюджет, обеспечение сбалансированности бюджета за счет снижения бюджетного дефицита и недопущения увеличения принимаемых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками их реализации, с одновременным выполнением принятых обязательств.
В целом объемы бюджетных ассигнований обеспечивают выполнение обязательств по оплате труда работникам муниципального образования, реализацию основных мероприятий муниципальных программ и других мероприятий, необходимых для реализации политики в соответствующих сферах.
При составлении проекта бюджета разработчиком допущены следующие ошибки и нарушения:
1) В представленном решении от 29.12.2021 №30 «О бюджете Нижнебузулинского сельсовета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» (с учетом последних изменений от 01.11.2022 № 1) в приложении № 1 отсутствует вид доходов 106 00000 00 0000 000 «Налоги на имущество». К представленному проекту решения (прилож.1) также отсутствует данный вид доходов, что не соответствует Приказу Минфина России от 24.05.2022 N 82н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения". Рекомендуется проект доработать в данной части, указать подгруппу доходов 106 00000 00 0000 000 «Налоги на имущество» в приложении № 1.
- В приложении № 9 к проекту решения в таблице рекомендуется уточнить очередной финансовый год и плановый период.
3) При проверке проекта решения установлено следующее. В представленном решении от 29.12.2021 №30 «О бюджете Нижнебузулинского сельсовета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» (с учетом последних изменений от 01.11.2022 № 1) в приложении № 4 «Расходы бюджета Нижнебузулинского сельсовета по разделам, подразделам функциональной классификации расходов на 2022 год и плановый период 2023 и 2024» общая сумма по разделу 0400 указана в объёме 41440,00 рублей, при сложении указанных по подразделам 0405 и 0409 сумм общая получается 350 361,71 рублей, отклонение в общей сумме по разделу 0400, а также в общей сумме расходов на 2022 год составляет 308 921,71 рублей.
4) В приложениях №№3,5 к проекту решения указанные целевые статьи расходов бюджета 88 1 00 70660 , 01 1 00 80220, 01 2 00 12220, 01 2 00 80300, 02 0 00 80130, 02 0 00 80160, 02 0 00 10590, 03 0 00 80410, 03 0 00 10660, 05 0 00 12220, 05 0 00 80230, 06 0 00 12220 отсутствуют в Перечне кодов целевых статей расходов местного бюджета, утвержденном распоряжением администрации Нижнебузулинского сельсовета от 25.02.2020 №10 «Об утверждении Указаний о порядке применения кодов целевых статей классификации расходов местного бюджета для составления и исполнения местного бюджета» (с учетом посл. изменений от 09.12.2021 № 48).
5) В приложении №3 к проекту решения в наименовании муниципальной программы "Благоустройство территории Нижнебузулинского сельского поселения на 2015-2020 годы" рекомендуется уточнить период в соответствии с вышеуказанным Перечнем муниципальных программ.
6) В части 4 статьи 1 проекта решения указано: «Утвердить прогнозируемый общий объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в 2023 году в сумме 3654996,52 рублей, на 2024 год в сумме 3451652,00 рублей и на 2025 год в сумме 3451652,00 рублей», в приложении №1 к проекту решения по подгруппе доходов «202» безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ к утверждению предлагаются в следующих объёмах:
на 2023 год в сумме 3999145,52 рублей, на 2024 год в сумме 4196234,00 рублей и на 2025 год в сумме 3809034,00 рублей. Рекомендовано в данной части проект доработать, привести показатели в соответствие между собой.
7) В приложениях №№ 3,5 к проекту решения указанные суммы по видам расходов «500» - 107212,56 рублей, 105047,29 рублей, 57063,03 рублей, 3176659,18 рублей не соответствуют суммам, указанным в приложении №9 «Распределение иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение расходов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» к проекту решения.
8) Проектом решения о бюджете на 2023 год предлагается распределение бюджетных ассигнований на реализацию 2 муниципальных программ больше, чем предусмотрено паспортами данных муниципальных программ. Согласно ч.2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
Проведенный анализ проекта решения «О бюджете Нижнебузулинского сельсовета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» и документов, составляющих основу формирования бюджета сельсовета, дает основание сделать вывод о возможности принятия проекта решения, с учетом замечаний, изложенных в настоящем заключении.
Председатель Контрольно-ревизионной
комиссии Свободненского района О.В. Павлюкова