Изменения законодательства в сфере осуществления государственного и муниципального контроля
В настоящее время контрольно-надзорные мероприятия в отношении хозяйствующих субъектов проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ), регулирующий порядок осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации.
Новый закон существенно отличается от действующего закона по видам контроля, срокам проведения проверок, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
Положения Федерального закона № 248-ФЗ не применяются к организации и осуществлению: надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения; надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях на водных объектах; контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Вместе с тем Федеральным законом № 248-ФЗ введены новые виды государственного контроля (надзора): федеральный государственный контроль (надзор) за оборотом оружия; федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной деятельности; федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций; надзор и контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
В целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создаются пять видов информационных систем, в том числе:
1) единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
3) информационная система досудебного обжалования;
4) реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;
5) информационные системы контрольных (надзорных) органов.
Система контрольно-надзорной деятельности будет базироваться на риск-ориентированном подходе, введено шесть категорий риска возможного причинения вреда - от низкого до чрезвычайно высокого. При этом, при категории низкого риска проверки такого объекта могут не проводиться несколько лет.
Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль осуществляются на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты. Положением о виде контроля должно быть предусмотрено не менее трех категорий риска, в том числе в обязательном порядке категория низкого риска.
Вводится система участников отношений государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе: должностные лица контрольных (надзорных) органов, контролируемые лица, свидетель, эксперт, специалист.
Федеральным законом № 248-ФЗ предусмотрено два вида контрольных (надзорных) мероприятий – взаимодействие с контролирующим лицом и без такого взаимодействия.
Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении контрольной закупки; мониторинговой закупки; выборочном контроле; инспекционном визите; рейдовом осмотре; документарной проверке; выездной проверке. Перечисленные мероприятия проводятся только после согласования с органами прокуратуры, за исключением документарных проверок.
Без взаимодействия проводятся наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование, которые не требуют согласования с органами прокуратуры.
Сокращены сроки проведения документарных и выездных проверок с 20 до 10 рабочих дней. Для таких мероприятий, как рейдовый осмотр, инспекционный визит – срок не может превышать одного рабочего дня.
Кроме того, закон акцентирован на проведение контролирующими органами профилактических мероприятий, таких, как: информирование; обобщение правоприменительной практики; меры стимулирования добросовестности; объявление предостережения; консультирование; самообследование; профилактический визит. При этом профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
Законом установлены особенности рассмотрения обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий, направленных на установление личности гражданина и полномочий представителя организации, должностное лицо контрольного (надзорного) органа взаимодействует с гражданином, представителем организации, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, а также с использованием информационно-коммуникационных технологий, и предупреждает его о праве контрольного (надзорного) органа обратиться в суд в целях взыскания расходов, понесенных контрольным (надзорным) органом в связи с рассмотрением поступившего обращения (заявления) гражданина, организации, если в обращении (заявлении) были указаны заведомо ложные сведения.
Обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц предусмотрено с учетом соблюдения досудебного порядка такого обжалования.
Судебное обжалование решений контролирующего органа возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Для резидентов ТОСЭР сохраняются особенности осуществления контрольно-надзорных мероприятий, установленных Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», согласно которому проверки подлежат согласованию с уполномоченным органом (Минвостокразвития России).