Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления – конституционное право граждан Российской Федерации.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации данного права, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Если гражданин ошибся в компетенции органа, то обращение в течение семи дней со дня регистрации перенаправляется в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением обращения, содержащего информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции. Такое обращение рассматривается в течение 20 дней со дня его регистрации.
Органы прокуратуры также рассматривают обращения граждан и организаций в соответствии с требованиями названного Федерального закона и Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора России от 30.01.2013 № 45.
В органах прокуратуры обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Таким образом, первоначально обращения рассматриваются прокурорами городов и районов.
Учитывая широкий спектр вопросов, входящих в предмет прокурорского надзора, в органах прокуратуры рассматриваются обращения по различным темам: это и нарушения трудового законодательства, в том числе несвоевременная выплата заработной платы, выходного пособия работникам, неисполнение жилищного законодательства, законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, земельного, об исполнительном производстве, о социальной защите населения, в сфере образования, здравоохранения, при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях и другие.
Отдельно необходимо отметить обращения, поступающие в прокуратуру в связи с нарушением законодательства об обращениях граждан, большинство из которых содержат доводы о несвоевременном получении ответов от государственных органов, органов местного самоуправления, их неполноте.
Статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Возбуждение дел указанной категории относится к исключительной компетенции прокурора.
В случае, если при рассмотрении обращений граждан выявляются такие нарушения закона, прокурором возбуждается дело об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ.
В первом полугодии 2022 в органах прокуратуры Амурской области разрешено 7054 обращения, из них 1821 обращение признано обоснованным, по ним выявлено 2657 нарушений закона.
Старший помощник прокурора
Амурской области по правовому обеспечению Л. Федорина